КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ МЧС В 2018 ГОДУ
Особенности организации планирования и проведения плановых проверок объектов защиты с применением риск-ориентированной модели осуществления государственной функции в 2016 — 2018 годах
Действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 13.07.2015 № 246 внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294), установившие ограничения на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства.
В Федеральном законе № 294 появилась ст. 26.1, согласно которой с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294, а также видов надзора, обозначенных в ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона № 294.
Этот перечень включает в себя: оказание амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной и скорой медицинской помощи; розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях; оптовую торговлю лекарственными средствами; дошкольное и начальное общее образование; основное общее и среднее (полное) общее образование; деятельность детских лагерей на время каникул; предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.
При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора), обязаны проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.
Однако, согласно ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294 при наличии информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 294, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок.
Если юридические лица и индивидуальные предприниматели полагают, что проверка включена в ежегодный план в нарушение ст. 26.1 Федерального закона № 294, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора), заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их. Порядок подачи, рассмотрения этого заявления, определяются Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства № 806) надзорные органы города Москвы перешли на риск-ориентированную модель организации и осуществления государственной функции.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Основными принципами его функционирования является:
Первое: Выделение основных видов пожарных рисков и распределение их по степени значимости.
Второе: Отнесение к каждой категории соответствующих объектов защиты в зависимости от класса их пожарной опасности и функционального назначения.
Третье: Соблюдение установленной периодичности проведения проверок объектов защиты, отнесенных к определенной группе опасности.
В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты подразделяются на следующие категории риска:
а) категория высокого риска
б) категория значительного риска
в) категория среднего риска
г) категория умеренного риска
д) категория низкого риска
В зависимости от присвоенной категории риска процедура планирования и проведения плановых проверок объектов защиты осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска — один раз в 3 года;
для категории значительного риска — один раз в 4 года;
для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;
для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.